М Команда И О
11 Факел 20 25

Следующий матч: Факел (Воронеж) - Оренбург (Оренбург)

Предыдущий матч: Спартак (Москва) - Факел (Воронеж) - 0:2

М Команда И О
1 Зенит 20 40
2 Краснодар 20 39
3 Динамо 20 38
4 ЦСКА 20 32
5 Локомотив 20 32
6 Спартак 20 31
7 Рубин 20 29
8 Крылья Советов 20 29
9 Пари НН 20 28
10 Ростов 20 27
11 Факел 20 25
12 Ахмат 20 20
13 Урал 20 19
14 Оренбург 20 19
15 Балтика 20 14
16 Сочи 20 13
Следующий матч
Факел
(Воронеж)
31 марта 2024  
Воронеж
Центральный стадион профсоюзов
Анонс матча
Календарь
Оренбург
(Оренбург)
Предыдущий матч
Спартак
(Москва)
0:2
10 марта 2024  
Москва
БСА Лужники
Факел
(Воронеж)
Место Команда Игры Победы Ничьи Поражения Мячи Очки
1 Зенит 20 12 4 4 39-18 40
2 Краснодар 20 11 6 3 30-17 39
3 Динамо 20 10 8 2 33-23 38
4 ЦСКА 20 8 8 4 34-25 32
5 Локомотив 20 8 8 4 32-27 32
6 Спартак 20 9 4 7 27-26 31
7 Рубин 20 8 5 7 18-23 29
8 Крылья Советов 20 8 5 7 36-31 29
9 Пари НН 20 8 4 8 17-17 28
10 Ростов 20 7 6 7 28-30 27
11 Факел 20 6 7 7 18-20 25
12 Ахмат 20 5 5 10 19-25 20
13 Урал 20 5 4 11 19-33 19
14 Оренбург 20 4 7 9 21-29 19
15 Балтика 20 3 5 12 12-25 14
16 Сочи 20 3 4 13 19-33 13

Сергей Степашин: Пусть все клубы покажут, откуда деньги


Председатель наблюдательного совета ФК "Динамо", глава Счетной палаты РФ поделился с "СЭ" мыслями о ситуации в клубе, о перспективах борьбы с "договорняками", о послеолимпийском будущем Сочи и многом другом.

- Вопрос о возвращении Сарсания стоял?

- Константин - советник президента клуба Юрия Исаева по всем спортивным вопросам и остается при этом главным тренером воронежского "Факела". Кстати, Сарсания еще и мой внештатный советник по спорту.

- Если о договорных матчах говорить серьезно: как с ними бороться?

- Для начала нужна статья уголовного кодекса. И поручение соответствующим службам - тому же МВД. С применением оперативно-технических мероприятий. Как в Турции. Это возможно. Помните пресловутый матч "Амкар" - "Ростов"? Я тогда еще говорил Сергею Фурсенко: приняли бы волевое решение, сняли с пробега обе команды…

- И что он вам ответил?

- "Надо доказать". А что еще он может ответить? Мне легче, чем ему, в десять раз.

- Как технически вести борьбу с "договорняками"?

- Должен быть специальный офицер - не обязательно в погонах. Нужно технику ставить. Как делалось в той же Турции, в Италии, в Германии. Что мы хуже, что ли? Мы же можем кого угодно "записать", и это уже будет по закону. Думаю, в рамках департамента экономической безопасности можно даже выделить специальную группу. Речь ведь не только о коррупции, но и о дискредитации футбола, и об обмане болельщиков. Ну а законопроект о "договорняках" сейчас разрабатывается.

- И когда он будет принят?

- Мы рассчитываем, что в этом году.

- Время от времени у нас возникают проблемы с жизнедеятельностью клубов. "Москвы" не стало, "Сатурна", "Жемчужины", проблемы у "Томи"… Есть ли какое-то универсальное решение? Говорят, если мы вступим в ВТО, государственное финансирование футбольных клубов нам запретят…

- На самом деле это пока всего лишь пожелание ФИФА и УЕФА - чтобы команды сами зарабатывали себе на хлеб. Возможно, тем клубам, которые живут только на бюджетные средства, выставят ограничения на участие в еврокубках. Но назовите мне команды, которые могут зарабатывать. Ладно, "Барса"! В свое время специально смотрел ее устройство, разговаривал с президентом клуба. Зарабатывает она потому, что великая - там и болельщики, и реклама. Может, еще "Манчестер Юнайтед". Максимум пять-шесть клубов можно назвать. Остальных либо олигархи кормят, либо они, как "Реал", живут в кредит. У мадридцев - куча долгов. Вообще не знаю, за счет чего они живут. Покупки делают - и все в кредит! Нарастающий! Они сейчас в очень тяжелом экономическом положении.

Поэтому ответ прост: надо, чтобы клубы зарабатывали сами. Но как - особенно в нашей экономической ситуации? Сложный вопрос. Так что надо выбирать из схем, которые имеются сегодня. Если есть те, кто готов финансово поддержать футбольный клуб - как у нас ВТБ или "Лукойл" у "Спартака", или Керимов у "Анжи", - да ради бога! Но все должно быть прозрачным. Пришло время РФС принять смелое решение. Пусть все клубы покажут, откуда деньги, кто спонсор, кто хозяин. Понимаю, многим это не понравится. Но если такое решение будет принято, открываться придется.

- А как вы относитесь к тому, что та же "Томь" обращается к Путину: мол, помогите, загибаемся?

- Никто на самом деле не обращается. Ни "Томь", ни Непомнящий. Валерий Кузьмич - красивый, хороший человек, интеллигент, он никогда не стал бы этого делать. Обратились болельщики. Но это не от хорошей жизни. Тем более что у "Роснефти" и без того проблем хватает. И хоккейный ЦСКА и вот теперь "Томь" - конечно, это не лучший вариант.

Другое дело, если взглянуть в целом на развитие регионов. Возьмем ту же Томскую область: какие компании там работают, почему платят налоги не там, а в Москве? Отчего бюджет Санкт-Петербурга за последние годы вырос в несколько раз? Оттого, что "Газпром" и ряд компаний платят налоги именно там. Так можно поступить и в "Томи". Можно создать управляющую компанию, которая стала бы совладельцем клуба и его финансировала бы.

Есть, конечно, ряд команд, которые живут только за счет бюджета. Особенно на Кавказе. Финансовая составляющая нашего футбола в новых экономических условиях пока, к сожалению, отстает от многих других. Мы то как в Советском Союзе жить пытаемся, то на "Челси" смотрим.

- Насколько сегодня вообще прозрачен футбол?

- Настолько же, насколько офшоры. Надо этим заниматься, и не надо бояться. Кто-то называет примерную сумму - как "Краснодар" 100 миллионов, - ну и что? Откуда вы ее взяли? Россия в 2018-м готовится принять чемпионат мира. Да мы тут по всем позициям должны быть святее папы римского! Весной мы к этому вопросу вернемся. Я ведь член исполкома РФС.

- ЦСКА регулярно открывает свой бюджет…

- Клуб называет сумму, но это ничего не значит. Мне неудобно, несмотря на наши хорошие отношения, спрашивать: "Женя (Евгений Гинер. - Прим. "СЭ"), где ты деньги берешь - у Ромы, у Васи, у Пети?" Вы знаете, где он деньги берет? Я не знаю. Назвать сумму - не значит раскрыть бюджет. Это я вам как председатель Счетной палаты говорю.

- Но на общем фоне и это подвиг, не так ли?

- Это не подвиг - позиция.

- А какой бюджет у "Динамо"?

- Где-то около сотни. В первой пятерке с меньшей суммой не вытянешь.

- В какой валюте?

- Сейчас, как правило, в евро считают.

- Вы читали интервью, в котором Герман Ткаченко сказал, что "Динамо" по уровню зарплат превосходит "Анжи", если вынести за скобки Это’О?

- Пусть это останется на совести Германа. Думаю, сейчас он такого интервью не дал бы. Это был период, когда я на них немного "наехал", помните? Прежде всего по покупкам. И им надо было как-то ответить. У нас большая зарплата у одного игрока - Кевина Кураньи. Но будь я из "Анжи", о больших зарплатах не говорил бы - как-то неудобно.

- Может, многие цифр не обнародуют, чтобы общественность не баламутить?

- Согласен. Это в первую очередь. Если бы мы жили так… не знаю уже, как где. В Европе кризис, с Америкой сегодня сравнивать нельзя - аполитично, в Новой Зеландии зарплаты маленькие и футбол неважный. В Финляндии, Швеции, Дании самый высокий уровень жизни, но футболисты там мало получают. Будь у нас страна с хорошими зарплатами... Но так - не надо людей раздражать. Суммы трансферов, как и зарплаты игроков, у нас вообще качество футбола превышают.

- Перегрет рынок?

- Перегрет. Совершенно очевидно. Есть личные амбиции, есть командные. И "Динамо" вынуждено подтягиваться. Когда обсуждаешь эти вопросы с руководством ВТБ, чувствуешь, насколько они напрягаются. Просто не понимают, как можно платить такие деньги. Но такой у нас футбол. Испанский и английский не трогаю, но так - у нас третье-четвертое место.

- По зарплатам?

- По стоимости команд. И инфраструктура стала подтягиваться. Джуджак в "Динамо" приехал - обалдел. Ведь у нас, как все считают, лучшая база в Европе.

- Лучшая, говорят, в "Шахтере".

- Нет, у нас лучше. Я был в Донецке. У "Шахтера" лучше стадион. Но через несколько лет мы их и в этом превзойдем. В Петровском парке арена будет грандиознее - по всем параметрам. Совсем недавно принято окончательное решение московского правительства. Мы долго вели проект, дорабатывали, просчитывали, возвращались к нему, затянули, может быть. Но это лучше, чем Петербург, где арену несколько раз перестраивали и строят по сей день. Теперь на питерский бюджет все повесили - "Газпром" туда перебросил. Наша же арена к началу 2016 года станет лучшим спортивным, оздоровительным и культурным центром в Европе. Это ведь не только стадион, но и гостиница, парк, места для развлечений. И нельзя забывать: это, а не Лужники, - первый стадион Советского Союза. Имя Льва Ивановича, слава богу, сохранится. И даже наша "стеночка", к которой все привыкли. Она уже не будет несущей конструкцией, а станет украшением, но все же.

- Что вы думаете о суммах, в которые обходится строительство стадиона в Санкт-Петербурге?

- Оно еще не обходится. Когда построят, тогда и подумаем. Но пока - цифры заоблачные!

- Ваше ведомство там может как-то проявиться?

- Это не наша территория, это - питерский бюджет, мы его не проверяем. Я с Полтавченко (губернатором Санкт-Петербурга. - Прим. "СЭ") переговорил, там местная Счетная палата подключится. Тем более что футбол Георгий Сергеевич любит и понимает. К тому же он по сути динамовец, хотя и болеет за "Зенит".

- Почему динамовец?

- По принадлежности. Он же из ФСБ.

- Но столько тратить на новую арену ненормально, согласны?

- Ненормально, согласен абсолютно. За такое надо наказывать. Это либо головотяпство, либо воровство. Чем дольше стройка, тем больше воруют.

- Вы можете спрашивать об этом "до" или только "после"?

- В ходе процесса - в том числе. Скажем, Сочи мы мониторим ежеквартально. Мы наши проверки не афишируем. Вот закончится сочинская Олимпиада, тогда все расскажем. Это же международный проект, здесь речь о престиже страны. Ежеквартально направляем данные в Госдуму и, если нужно, премьеру. Работаем в режиме он-лайн по всем крупнейшим сочинским объектам.

- Читали недавнее интервью в "СЭ" с Вячеславом Фетисовым?

- Да. Только я так и не понял, почему он ушел.

- Там он упомянул о своем разговоре с президентом "Роснефти" Эдуардом Худайнатовым о строительстве новой арены для хоккейного ЦСКА. Фетисов предложил назвать ее "Роснефть-Арена", а на вопрос Худайнатова, во сколько это обойдется, ответил: "Если по-хозяйски, можно уложиться в 120 миллионов". После чего через несколько минут глава "Роснефти" подошел к Путину и сообщил: "Мы тут с помощью Фетисова пришли к мнению, что новый стадион назовем "Роснефть-Арена". Путин спросил: "А сколько будет стоить строительство?" Худайнатов ответил: 300 миллионов. Как вы относитесь к таким фактам?

- Спасибо, что сказали. Эту организацию мы проверяем в полном объеме. Если все так, как вы говорите, спросим. Вячеслав Фетисов как сенатор имеет право оформить официальный запрос, а мы - проверить.

- Недавно Счетная палата опубликовала громкий отчет о ходе подготовки к сочинской Олимпиаде. Громкий - потому что впервые на государственном уровне было признано: в ходе строительства существует немало проблем. Кто виноват в срывах сроков?

- Срывов не будет - я бы говорил о задержках, от одного до семи месяцев. Но тестовые соревнования и сами Игры пройдут вовремя, никаких сомнений. Задержки же связаны с рядом причин. Есть прямое головотяпство, как в случае со строительством гостиницы в Имеретинской долине. К слову, сейчас вообще идет дискуссия: а нужно ли нам столько гостиниц в Имеретинке - ведь не совсем понятно, кто там будет жить после Олимпиады. Возможно, имеет смысл углубить фарватер сочинского порта, чтобы к берегу подходили крупные пассажирские лайнеры, которые на время Игр могли бы стать временными гостиницами. Вторая причина связана с землей. То же переселение людей шло крайне непросто, пришлось пройти через множество юридических процедур. Третья причина - уголовно наказуемые эпизоды. По ряду из них, особенно по щебню, нам пришлось возбуждать уголовные дела - кое-кто решил на этом нажиться.

Впрочем, главная причина, на мой взгляд, объективная. Когда мы только заявили о Сочи как о возможной столице Игр, трудно было просчитать последствия этого шага с точки зрения рельефа местности, экологических вопросов. Там же сплошная зеленая зона, уникальные растения. Поэтому одна дорога к санно-бобслейной трассе обошлась в 14 миллиардов - колоссальные деньги. Кроме того, МОК стал активно агитировать за то, чтобы строить дороги с двусторонним, трехсторонним движением. Сейчас, правда, мы стали занимать чуть более жесткую позицию, но в какой-то момент это тоже сыграло определенную роль. В любом случае Игры хороши для экономики страны в будущем. Ведь в Сочи "Олимпстрой" и оргкомитет впервые разработали проектное управление строительством такого масштаба. У нас здесь этажом ниже стоят экраны с трансляцией из Сочи - видно, как и что строится, "выбегают" цифры, что сколько стоит. Вот так и надо управлять, как в Европе и в США.

- Возможно, главный вопрос: что будет с построенными объектами после Олимпиады? Вам это уже ясно?

- Мы изучали опыт Турина, Пекина, Ванкувера. К городской инфраструктуре Сочи вопросов нет. Лыжная и горнолыжная трассы тоже активно будут использоваться и в какой-то степени окупаться. Но есть множество спортивных объектов в Имеретинке, в отношении которых имеются сомнения. Пример - та же санно-бобслейная трасса. Разрушить ее нельзя, значит, она будет висеть на балансе. И таких объектов немало. Говорят, давайте какой-нибудь из них разберем и перенесем. Знаете, что это значит? Это значит - все! У нас еще никогда не было, чтобы что-нибудь разобрали и перенесли. Во всяком случае, я себе такое с трудом представляю.

У меня есть одна идея о том, как в дальнейшем использовать олимпийские объекты. Знаю, что многие ей симпатизируют, только озвучить никто не решается. Я - как частное лицо - через вашу газету это сделаю, и пусть меня ругают и критикуют. Вот сейчас идут разговоры о том, чтобы создать в районе Анапы игорную зону. Но в Анапе активно развивается детско-санаторный отдых. Так, может, оставить там все, как есть, а игорную зону сделать в Имеретинке? Там гостиницы, рядом аэропорт, море. В конце концов это прямые доходы в бюджет. Перед тем как выступать с этой идеей официально, нужно, конечно, просчитать все возможные риски. И решить этот вопрос принципиально, потому что он, безусловно, нравственно-политический.

ВИЦЕ-МЭРА ПЕКИНА ПОСЛЕ ИГР ЗА РАСТРАТУ РАССТРЕЛЯЛИ

- Есть мнение, что в последний раз стройка сочинского масштаба в нашей стране была, когда Питер на болотах строили. Вы с этим согласны?

- С точки зрения сложности строительства, местности, гор, инфраструктуры - пожалуй, согласен. Во всяком случае, спортивных объектов такого количества и качества в одном месте ни было ни на одной зимней Олимпиаде, это сто процентов. А вообще аналогия с Питером хорошая. Правда, задачи разные. Вы ведь помните, Петр изначально хотел столицу строить в Таганроге. Но там был беспокойный турок, и он развернулся на север. Санкт-Петербург был основан на месте шведских поселений. У меня там прапрабабка жила, у которой были шведские корни.

- Возможна ли самоокупаемость Сочи-2014 хотя бы в отдаленной перспективе?

- К этому стремиться не надо. Олимпиада - социальный проект, это для людей. Государство должно сюда вкладывать. Нигде в мире олимпийские объекты, я имею в виду не городские, а спортивные, на самоокупаемость не вышли. В некоторых городах многие объекты просто прекращали существование. И задача государства - не допустить, чтобы подобное произошло в Сочи. Пусть лучше пацаны сотнями на горнолыжных трассах катаются.

- Сочинские трассы позиционируются как международные, но давайте говорить прямо: в Сочи вряд ли полетят американцы и тем более европейцы, у которых под боком масса горнолыжных курортов по доступным ценам.

- Из Америки, может, и не полетят, а из Европы могут. Вон Давос недавно завалило, а до этого несколько месяцев снега совсем не было. А в Сочи, я вам скажу, снежок стабильный. И потом, теплое Черное море и снег - это своего рода эксклюзив. Осталось только просчитать все грамотно, чтобы цены не были запредельными и людей не обирали, как липку. Для своих нужны более доступные гостиницы и авиабилеты долларов по 70-80 за каждый. Пока что цены на авиабилеты в Сочи - это какое-то безобразие.

- Едва ли не каждый месяц мы слышим, что растут затраты госкомпаний, того же "Газпрома", на подготовку к Сочи. Как к этому относиться людям?

- Смотря на что идут деньги. Если это связано с объективными причинами, о которых я говорил выше, одно. Если не связано - есть Генеральная прокуратура и Счетная палата. По рукам мы бьем, я премьер-министру докладываю по этим вопросам ежеквартально, да и комиссия Дмитрия Козака к любым проявлением коррупции относится жестко. У нас люди привыкли считать: если они свои 10-15 процентов со стройки не возьмут, значит, неудачно вложились. Но за это надо наказывать, бить за каждую бюджетную копейку, как делали китайцы во время стройки перед Пекином. Там, если помните, после Игр заместителя мэра города расстреляли за растрату. К сожалению, у нас в стране все, что связано со строительством, - крайне болезненная тема. И касается это не только Олимпиады. Мы до сих пор не можем дорогу из Москвы в Питер проложить, хотя с распада Советского Союза уже 21 год прошел.

- Мы говорили о коррупции в футболе. А есть ли понимание ее масштабов в неигровых, скажем так, видах спорта с учетом того, что Россия продолжает брать на себя проведение огромного количества турниров разного уровня?

- Отвечу так. Недавно мы с коллегами из ФСБ инициировали проверку в области спорта высших достижений. Занимаемся финансированием, схемами. Не хочу забегать вперед, но материал там вырисовывается очень интересный. Когда итоги окончательно будут подведены, обязательно дам аудитору возможность рассказать о них вашей газете. Работаем в связке с министерством спорта, с которым подписали соглашение о сотрудничестве. Виталий Мутко довольно нервно отреагировал на проверку Счетной палаты после Ванкувера, назвал это ловлей блох, но мы потом с ним разобрались. Решили, что блох тоже надо ловить.

ТО, ЧТО СЕГОДНЯ ДЕЛАЕТ КЕРИМОВ, ПРАВИЛЬНО

- Вернемся к футболу. Ваше отношение к проекту "Анжи"?

- Если помните, поначалу я отреагировал резко. Как и на покупку "Челси" Абрамовичем, кстати. Что касается Романа Аркадьевича, то моя позиция остается неизменной. После суда в Лондоне она лишь усилилась. И, наверное, справедливо… А с Керимовым мы как-то встретились, пообщались. Мои слова его явно задели: человек вкладывает деньги в футбол - и вдруг столько критики. Говорили с Сулейманом не только о том, что "Анжи" взрывает трансферный рынок, но и в целом о ситуации в республике. Тут надо отдать ему должное - работу в этом направлении ведет большую. Строит стадион, собирается открыть несколько спортивных школ. Футбол ведь на Кавказе обожают.

Вспоминаю войну в Чечне. 1994 год, мы вошли на стадион "Динамо". Первое, что там стали делать наши солдаты, - играть в футбол с местными ребятами. Позже выяснилось, что некоторые из них - бывшие боевики. К чему рассказываю? Футбол в тех краях любят так, что даже во время войны о нем не забывали. Поэтому то, что сегодня делает Сулейман, очень правильно. Да и с трансферной политикой он, похоже, начал разбираться. Опрометчивых покупок уже нет. Зато есть неплохие продажи. Приглашение Красножана тоже означает другой вектор развития клуба. Лишь бы Сулейман - и об этом я ему сказал - не повторил ошибок Федорычева в "Динамо".

- Задача "Динамо" на оставшуюся часть сезона будет скорректирована?

- Нет. Задачу пробиться в еврокубки плюс выиграть Кубок России никто не снимал. Официально корректировать ее, на мой взгляд, некрасиво. Но радует, что сами ребята говорят: наша цель - не просто еврокубки, а Лига чемпионов. Важно удачно стартовать. 5 марта играем с "Анжи". За три дня до этого - день рождения у меня, Силкина и Кураньи. Надеюсь, команда преподнесет нам подарок. Я уже и Сергею об этом сказал. Затем нас ждут еще два серьезных соперника - ЦСКА и "Спартак". Вот после этих матчей многое прояснится.

- Некоторые считают, что "Зенит" уже без пяти минут чемпион…

- Отрыв у него действительно солидный. Но "Зениту" же и в плей-офф Лиги чемпионов параллельно играть. А значит, шанс побороться за золото появляется у других команд. В том числе у "Динамо". При этом искреннее желаю "Зениту" пройти "Бенфику".

- Сегодняшний "Зенит" - это только "Газпром"?

- Безусловно. Алексей Миллер футбол очень любит, прекрасно в нем разбирается. Это единственный клуб, у которого такие болельщики, - президент страны, премьер-министр и далее по списку. Всех перечислять нет смысла. Единственный изгой - Степашин. Который любит "Зенит", но работает в "Динамо" и болеет за этот клуб.

- Вас не коробит поведение фанатов "Зенита" на стадионе?

- Если вы о дымовой завесе в матче с АПОЭЛ, то Широков все правильно сказал. Хотя и болельщики московских клубов не всегда ведут себя адекватно. Как с этим бороться? Нужно разговаривать с лидерами фан-движений. Чтобы они потом со своими балбесами разбирались, давали по башке. Мы, например, с динамовскими болельщиками работали системно. Не скажу, что у нас все прекрасно, но это уже другой болельщик. Раньше-то и наши хулиганили - не дай бог! Почище зенитовских.

Раз мы готовимся к ЧМ-2018, у нас обязательно должна быть программа работы с болельщиками. На стадионах сейчас полно камер. Засветили пять-шесть хулиганских физиономий - все, крест. Никто из них на футболе больше появиться не должен. Да еще показывайте их перед матчами по всем каналам. Чтобы родители и друзья видели этих нравственных уродов. Бояться не надо.

Ну и третье - охраной порядка на стадионе не должны заниматься ОМОН и бойцы внутренних войск в бронежилетах. От этого пора уходить. Приглашайте стюардов и своих людей. В конце концов у нас полтора миллиона ЧОПов! Там бывшие десантники служат, они тоже могут звездануть так, что мало не покажется.

- Полномочия-то "звездануть" у них есть?

- Будут. Просто все необходимо прописать в рамках программы работы с болельщиками. Жестко, серьезно, на государственном уровне. Пусть ответственность несут клуб и стадион. Понимаете, когда полицейский с дубинкой или электрошокером прет к фанатам на трибуну, наступает обратная реакция. Я знаю, что говорю. Большую часть жизни прослужил во внутренних войсках, все горячие точки прошел, министром внутренних дел был.

МОЖНО ОБОЙТИСЬ И БЕЗ ПИВА

- Стоит ли вернуть на стадионы пиво?

- По-моему, можно обойтись и без пива. Хотя я первые деньги заработал как раз на пивных бутылках. Мне было десять лет. В Ленинграде на стадионе имени Кирова болельщики пили пиво, а пустые бутылки катили вниз. Это был как звон колокольчиков. Только представьте - 70 тысяч бутылок катятся! Бабушки их по секторам собирали, но и мы, мальчишки, старались не отставать. Порой до драк доходило. Первым делом на вырученные деньги от бутылок купили футбольный мяч - хороший, с ниппелем. Радовались, правда, недолго - во дворе его у нас потом стырили…

Но сейчас не уверен, что пиво надо возвращать на стадионы. Вот был я на "Сантьяго Бернабеу". Взял бокал пивка, сижу, смотрю футбол, все нормально. Но у нас-то фанат в пиво обязательно чего-нибудь набурдызит. И кружкой не ограничится. Лупанет так, чтобы уши завернулись. Потом, естественно, помчится в туалет. Тоже проблема. Это на "Сантьяго Бернабеу" туалеты огромные - как метро. А у нас?

- Владимир Путин на недавней встрече с фанатами сказал, что норму надо знать: "Выпил свои три литра - и успокоился".

- Он пошутил. Вообще в первую очередь это, конечно, вопрос денег и рекламы. Да, возвращение пива на стадион принесет немалый доход. И все-таки лучше обойтись без пива. Матч закончился, пошел с друзьями в бар - и пей там все, что пожелаешь… Я, кстати, еще эпизод вспомнил. До стадиона Кирова от метро шагали километра три вдоль залива. Там стояли длинные столы, стульчики. Перед футболом бабушки всегда заранее приходили со стаканчиками, закуской. Мужики выпивали обычно чекушку на двоих, то есть 250 граммов. Не больше! Огурчиком или бутербродом с килечкой закусят - и начинают беседу о футболе. Мы, пацаны, сидим, слушаем. Часа два говорят, затем идут на матч. И никто не напивался, между прочим! Совсем другое поколение.

ХИДДИНК - БОЛЕЕ ОТКРЫТЫЙ, АДВОКАТ - БОЛЕЕ ЖЕСТКИЙ

- По опросу футболистов лучшим игроком 2011 года стал Сейду Думбья. А кто лучший по вашей версии?

- Воронин. И не потому, что он из "Динамо". Думбья - классический забивала. Как Герд Мюллер или Дрогба. Но по технике, пониманию футбола, организации игры, способности вести команду за собой Воронин, считаю, номер один.

- Как полагаете, не пора ли Аршавину возвращаться в "Зенит"?

- После того как болельщики освистали его на матче с "Манчестер Юнайтед", я на месте Аршавина уехал бы от стыда. Но я не знаю, что у человека на первом месте - футбол или деньги. Усилит ли сегодня Аршавин "Зенит"? Наверное, на тайм его хватит. Сашке Кержакову пас отдать… Он ведь и за сборную в прошлом году лишь пару матчей неплохо сыграл. Честно говоря, мне больше симпатичен Кержаков. Не получи он травму в матче со "Спартаком", мог бы стать лучшим игроком чемпионата. С Александром Анатольевичем у меня сохранились отношения и после его ухода из "Динамо". Созваниваемся время от времени. Хороший парень. Открытый, искренний, с ним очень приятно общаться.

- Когда Веллитон нанес травму Акинфееву, реакция руководителей клубов оказалась весьма бурной. Даже до суда дошло. Что об этом думаете?

- На Веллитона просто накопилось. Игрок он жесткий. И Габулову лицо разнес, чего уж там. Десять раз смотрели повтор - видно, что ногу бразилец не поднял, а шипами проехал по лицу. А его даже не удалили. Здесь он был наказан уже по совокупности. Акинфеева жаль. Ну а то, что дальше началось - шумная полемика, взаимные обвинения, которые и Кураньи после стыка с Паршивлюком коснулись… Конечно, такого быть не должно. Не по-футбольному это. Да и не по-человечески. Неприятно было слышать упреки в адрес "Динамо" от Валеры Карпина, с которым давно знаком. Нужно помнить еще и о том, что все это на болельщиков сразу перекидывается. И потом туши пожар…

- Как вам кажется - надо ли продлевать контракт с Адвокатом до чемпионата Европы?

- Я бы подождал окончания турнира. И решение принимал бы в зависимости от результата. Если чуть-чуть повезет, сборной вполне по силам войти в четверку.

- Откуда такой оптимизм?

- Во-первых, молодежь зашевелилась. Во-вторых, за исключением Испании, Германии и, возможно, Англии остальные сборные по классу на данный момент примерно равны. Даже Голландия с нами, считаю, на одном уровне.

- Верите, что когда-нибудь сборную вновь возглавит российский тренер?

- Почему нет? У нас прекрасные специалисты подрастают. Фамилий, правда, не назову. А то в свое время говорил про Кобелева - мол, будущий тренер сборной, - а у него немножко не пошло. Чем российский тренер хорош? Он может понять душу русского футболиста. Иностранцу зачастую это не под силу - все-таки у нас своя специфика. Хиддинку, наверное, было сложнее, чем Адвокату. Дик-то с "Зенитом" поработал, успел узнать обстановку, людей, ментальность…

- Вы с ними знакомы?

- Да. Приятные, общительные люди. Гус показался более открытым. Такой, знаете, возрастной плейбой. Дик - пожестче. Обычно встречаемся с ним на матчах "Динамо", хотя в последнее время Адвокат садится в другую ложу.

- Вам скоро 60. Верите?

- Не верю! Дело же не в возрасте, а в состоянии души. Для меня в этом смысле образец - Константин Иванович Бесков. Он до последних дней оставался молодым человеком.


http://football.sport-express.ru/

Комментарии всего 1
Зенит 6 февраля 2012, 08:40
аллах помогает...
Вам, необходимо авторизоваться
Yellow

Yellow

С Днём Рождения! Позитива, благополучия и успехов!

22 тур, ПЛ - 2023-2024



Факел Воронеж