М | Команда | И | О |
---|---|---|---|
3 | 10 | 22 |
Следующий матч: Енисей (Красноярск) - Факел (Воронеж)
Предыдущий матч: Родина (Москва) - Факел (Воронеж) - 2:0
М | Команда | И | О |
---|---|---|---|
1 | 10 | 23 | |
2 | 10 | 23 | |
3 | 10 | 22 | |
4 | 10 | 20 | |
5 | 10 | 18 | |
6 | 10 | 18 | |
7 | 10 | 16 | |
8 | 10 | 13 | |
9 | 10 | 13 | |
10 | 10 | 11 | |
11 | 10 | 11 | |
12 | 10 | 10 | |
13 | 10 | 9 | |
14 | 10 | 9 | |
15 | 10 | 9 | |
16 | 10 | 6 | |
17 | 10 | 6 | |
18 | 10 | 5 |
![]() Енисей
(Красноярск)
|
20 сентября 2025 Красноярск Центральный (Красноярск) Анонс матча Календарь |
![]() Факел
(Воронеж)
|
![]() Родина
(Москва)
|
2:0
15 сентября 2025 Москва Арена Химки |
![]() Факел
(Воронеж)
|
Место | Команда | Игры | Победы | Ничьи | Поражения | Мячи | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 10 | 7 | 2 | 1 | 19-8 | 23 | |
2 | 10 | 7 | 2 | 1 | 16-9 | 23 | |
3 | 10 | 7 | 1 | 2 | 9-6 | 22 | |
4 | 10 | 6 | 2 | 2 | 18-5 | 20 | |
5 | 10 | 5 | 3 | 2 | 16-12 | 18 | |
6 | 10 | 5 | 3 | 2 | 14-10 | 18 | |
7 | 10 | 4 | 4 | 2 | 17-9 | 16 | |
8 | 10 | 3 | 4 | 3 | 15-12 | 13 | |
9 | 10 | 3 | 4 | 3 | 7-7 | 13 | |
10 | 10 | 3 | 2 | 5 | 10-16 | 11 | |
11 | 10 | 2 | 5 | 3 | 8-12 | 11 | |
12 | 10 | 2 | 4 | 4 | 9-12 | 10 | |
13 | 10 | 2 | 3 | 5 | 11-12 | 9 | |
14 | 10 | 2 | 3 | 5 | 13-15 | 9 | |
15 | 10 | 2 | 3 | 5 | 6-12 | 9 | |
16 | 10 | 1 | 3 | 6 | 6-15 | 6 | |
17 | 10 | 1 | 3 | 6 | 7-22 | 6 | |
18 | 10 | 0 | 5 | 5 | 4-11 | 5 |
У него немало званий, заработанных трудом. Академик РАН, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР, выдающийся учёный и организатор в области создания жидкостных ракетных двигателей для космических ракет и межконтинентальных стратегических ракетных комплексов. Уроженец Краснодарского края, Александр Дмитриевич одним из первых в 1993 году был удостоен звания Почётного гражданина Воронежа. Так был оценен его многолетний труд по созданию совершенной ракетно-космической техники, которому он посвятил всю жизнь.
Как это часто бывает, в молодые годы судьба могла направить талант Александра Конопатова в совершенно другое русло: учёбу-то начинал в Новосибирском инженерно-строительном институте. Но, как и многие другие в то время, был страстно увлечён авиацией. Когда за Урал эвакуировали Московский авиационно-технологический институт, добился перевода в МАТИ и в 1945 году успешно окончил его.
К тому времени ОКБ154 (Конструкторское бюро химавтоматики) под руководством талантливого главного конструктора Семена Косберга уже внесло значимый вклад в Победу, обеспечив разработку целого ряда агрегатов непосредственного впрыска для моторов боевых самолётов, и продолжало активно расширять кадры. Семен Ариевич, обладавший отменной интуицией и организаторским талантом, лично искал и привлекал молодых перспективных выпускников. В их числе оказался и Александр Конопатов.
В послевоенные годы, когда ОКБ-154 перебазировали из Сибири на воронежскую землю, коллектив предприятия перешёл от разработки отдельных агрегатов к созданию жидкостных реактивных двигателей, первые из которых предназначались для использования на боевых самолетах, а также в составе зенитных управляемых ракет. Обеспечивая проведение гидравлических расчетов, отработку системы агрегатов, изучая новое направление – создание двигателя на унитарном топливе, – Александр Конопатов проходил становление как конструктор, будущий организатор намного более крупных проектов.
10 февраля 1958 года состоялась историческая встреча Сергея Косберга и Александра Конопатова с главным конструктором ОКБ-1 Сергеем Королевым, по результатам которой Сергей Павлович доверил воронежцам создание ракетного двигателя для третьей ступени космической ракеты «Луна».
Возглавил конструкторские работы Александр Дмитриевич, и менее чем за год двигатель был создан. Прошли первые запуски ракеты, в том числе полёты в сторону Луны с облётом и фотографированием её обратной стороны, доставкой на поверхность вымпела СССР. Это был резонансный на весь мир успех, вошедший в летопись космонавтики. Вслед за ним последовали новые. К концу 1960 года в КБХА был создан двигатель третьей ступени ракеты «Восток». Она предназначалась для запуска первого человека в космос. Тогда же Александр Конопатов становится первым заместителем главного конструктора предприятия.
Триумфальный полёт Юрия Гагарина 12 апреля 1961 года открыл человечеству дорогу в космос, а для КБХА стал фундаментом новых проектов по разработке жидкостных ракетных двигателей. В 1965 году, после трагической гибели Сергея Косберга, Александр Конопатов возглавил КБХА. Годы его руководства предприятием пришлись на период расцвета ракетно-космической отрасли.
В 60-е годы предприятие создаёт ракетные двигатели для космических ракет-долгожителей «Союз» и «Протон». Они летают до настоящего времени. С помощью ракетных двигателей КБХА решается целый ряд исторических задач: запуски на орбиту многоместных пилотируемых кораблей, отправка космических аппаратов к Луне, Марсу, Венере, вывод в космос долговременных орбитальных станций. Тогда же коллектив берётся за невиданную задачу – создание первого в стране ядерного ракетного двигателя.
Трудно переоценить вклад Александра Конопатова в укрепление ракетно-ядерного щита страны. Под его руководством коллектив КБХА создал ряд совершенных двигателей для межконтинентальных баллистических ракет. В их числе – ракеты РС-18 «Стилет», РС-20 («Сатана» и «Воевода»), РСМ54 «Синева», продолжающие стоять на боевом дежурстве в наше время.
Одним из последних космических успехов предприятия под руководством главного конструктора стало создание самого мощного в стране кислородно-водородного ракетного двигателя тягой 200 тонн для ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран».
В ходе двух полетов ракеты «Энергия» двигатели полностью подтвердили высочайший уровень заложенных в них конструкторских и технологических решений, которые и сегодня используются в создании новых ракетных двигателей.
В отличие от своего предшественника – энергичного, импульсивного Семена Косберга, интуитивно схватывавшего суть сложнейших технических проблем, – Александр Дмитриевич всегда был системным руководителем, методично «выжигавшим» конструкторские ошибки на бумаге еще до того, как они проявляли себя в реальном пуске. Его методичность, обстоятельный подход находили выражение во всём, в том числе в благоустройстве родного Воронежа, где при деятельном участии руководителя КБХА были возведены кварталы жилых домов, спорткомплекс «Факел», профилакторий, целый ряд культурных объектов, продолжающих функционировать в наше время. Он не был рьяным поклонником футбола, тем не менее, способствовал тому, что футбольный клуб «Факел», взятый под крыло КБХА, достаточно быстро стал выступать в Высшей лиге. Таков был характер Конопатова: для него не было второстепенных дел, которые можно выполнить спустя рукава.
В 1993 году Александр Дмитриевич передал бразды управления предприятием Владимиру Рачуку. Но на покой не ушёл. До последних дней, которые оборвались в мае 2004 года, продолжал работать на родном предприятии в должности советника руководителя.
Стремление приносить пользу Отечеству, служить интересам Родины он пронёс до конца. В ознаменование 90-летия со дня рождения на мемориальном комплексе КБХА торжественно открыт бюст бывшему руководителю. Он встал рядом с бюстами Сергея Королева, Юрия Гагарина и Сергея Косберга.
Александр КАЖИКИН
Источник: газета «Коммуна» №35 (25863),15.03.2012г.