М Команда И О
11 Факел 20 25

Следующий матч: Факел (Воронеж) - Оренбург (Оренбург)

Предыдущий матч: Спартак (Москва) - Факел (Воронеж) - 0:2

М Команда И О
1 Зенит 20 40
2 Краснодар 20 39
3 Динамо 20 38
4 ЦСКА 20 32
5 Локомотив 20 32
6 Спартак 20 31
7 Рубин 20 29
8 Крылья Советов 20 29
9 Пари НН 20 28
10 Ростов 20 27
11 Факел 20 25
12 Ахмат 20 20
13 Урал 20 19
14 Оренбург 20 19
15 Балтика 20 14
16 Сочи 20 13
Следующий матч
Факел
(Воронеж)
31 марта 2024  
Воронеж
Центральный стадион профсоюзов
Анонс матча
Календарь
Оренбург
(Оренбург)
Предыдущий матч
Спартак
(Москва)
0:2
10 марта 2024  
Москва
БСА Лужники
Факел
(Воронеж)
Место Команда Игры Победы Ничьи Поражения Мячи Очки
1 Зенит 20 12 4 4 39-18 40
2 Краснодар 20 11 6 3 30-17 39
3 Динамо 20 10 8 2 33-23 38
4 ЦСКА 20 8 8 4 34-25 32
5 Локомотив 20 8 8 4 32-27 32
6 Спартак 20 9 4 7 27-26 31
7 Рубин 20 8 5 7 18-23 29
8 Крылья Советов 20 8 5 7 36-31 29
9 Пари НН 20 8 4 8 17-17 28
10 Ростов 20 7 6 7 28-30 27
11 Факел 20 6 7 7 18-20 25
12 Ахмат 20 5 5 10 19-25 20
13 Урал 20 5 4 11 19-33 19
14 Оренбург 20 4 7 9 21-29 19
15 Балтика 20 3 5 12 12-25 14
16 Сочи 20 3 4 13 19-33 13

Упущенные возможности "Факела"




Портал "Футбол-Центр" предлагает вашему вниманию свою версию тех возможностей, которые были у "Факела" и движения его болельщиков



Возможность первая. «Факел» воронежских игроков


Зимой 2007-2008 годов новым «Факелом» могли стать не только проекты предпринимателей Александра Чурсанова и Людмилы Ивановой, но и клуб «ФЦШ-73» под руководством Сергея Воробьева и Валерия Шмарова. «Футбольный центр Шмарова» имел не только выстроенную пирамиду детских и юношеских команд, в которых преобладали собственные воспитанники, но и серьезные амбиции: по плану президента Сергея Воробьева клуб должен был подняться до первого дивизиона, опираясь на собственные ресурсы. В 2007 году главная команда центра сделала первый шаг на этом пути, заняв приличное четвертое место в чемпионате ЛФЛ «Черноземье» и перейдя (пусть и не по спортивному принципу) в профессиональный футбол. С идейной точки зрения позиции «ФЦШ» также были крепче, чем у потенциальных конкурентов в борьбе за имя: спортивными вопросами в центре занимался самый титулованный и успешный футболист «Факела» 90-х годов Валерий Шмаров, пользовавшийся непререкаемым авторитетом в футбольных кругах Воронежа. Не случайно с вопросом, готов ли молодой клуб стать новым «Факелом», к Шмарову и Воробьеву зимой 2008 года обратились именно болельщики.

«Факел-ФЦШ» мог стать клубом с четкой идеологией (сам по себе «ФЦШ-73» стоял ближе всего к знаменитой модели «Атлетика» из Бильбао), с чем у воронежских команд всегда были проблемы. Едва ли не единственной попыткой создать внятную концепцию клуба так и остался лозунг конца 90-х годов «Пока едины, мы непобедимы!», за которым не стояло практически никакого действительного содержания. У центра Сергея Воробьева и Валерия Шмарова уже была готова инфраструктура подготовки юных футболистов, вершиной которой должна была стать профессиональная команда. Такой пирамидой «Факел», чья связь с одноименной спортивной школой слаба и носит лишь номинальный характер, не мог похвастать даже в лучшие свои годы.

Наконец, на стороне «Факела-ФЦШ» наверняка оказались бы симпатии большей части болельщиков, что, скорее всего, предотвратило или хотя бы смягчило продолжающийся уже более пяти лет раскол среди поклонников «Факела».

Вряд ли «Факелу-ФЦШ» удалось бы сходу стать законодателем мод в зоне «Центр». Сезон-2008 показал, что ни Валерий Шмаров как тренер, ни его подопечные не были готовы к реалиям профессионального футбола. Однако здесь наверняка тот случай, когда свою роль сыграла бы магия имени: одно дело выходить на поле за имя футбольной школы и под симпатичное, но, увы, мало вдохновляющее на подвиги сопровождение в исполнении «ФЦШ-girls», и совсем другое - защищать цвета легендарного клуба, когда тебя гонит вперед целый стадион, пусть даже заполненный едва ли на четверть. Как заметил летом 2008 года уволенный из воронежского «Динамо» Сергей Савченков, если бы его команда называлась «Факел», соперники проигрывали бы ей еще до выхода на поле. Эта максима вполне приложима и к гипотетическому «Факелу-ФЦШ».

Скорее всего, помешало реализоваться этой альтернативе то обстоятельство, что нынешний глава РФС, тогдашний руководитель Профессиональной футбольной лиги Николай Толстых ясно дал понять, что будет рассматривать любую команду с именем «Факел» как правопреемницу «Факела»-2006 в части выплаты оставшихся долгов клуба перед футболистами. Кроме того, воронежские болельщики, привыкшие требовать от клуба быстрых успехов, вряд ли оказались бы лояльными к непростому становлению фактически молодежной команды.


Возможность вторая. Частный клуб


С 2007 по 2009 год «Факел» (точнее, команды, претендовавшие на это имя) находился в исключительной ситуации – областные власти ни прямо, ни косвенно не влияли на его развитие. Это была уникальная возможность попробовать в деле принципиально иную логику существования клуба, основанную на коммерческой деятельности. «Факелу» представился реальный шанс совершить то, что на словах планирует сделать каждый новый его руководитель – сделать клуб самоокупаемым.

Ближе всех к реализации этой возможности подошел предприниматель Александр Чурсанов. Бизнесмен, занимавшийся строительным бизнесом, создал собственный проект «Факел-Строй Арт» зимой 2008 года, а уже на финише сезона получил право выйти с ним в профессиональную лигу. Его «ФСА» стал первым в современной российской истории воронежским профессиональным клубом, который не был ориентирован на поддержку административного ресурса в той или иной форме. Выступавший в качестве независимого арендатора в отношениях с Центральным стадионом профсоюзов и спорткомплексом «Рудгормаш», где находилась база команды, «ФСА» Чурсанова стал самым ярким примером того, что воронежский футбольный клуб вовсе не обязательно должен контролироваться областными властями.

Чемпионат-2008 клуб Александра Чурсанова завершил впечатляющим матчем с железногорским «Магнитом» на Центральном стадионе профсоюзов. Более трех с половиной тысяч зрителей - завидная для любительского футбола аудитория - пришли посмотреть на матч, ставший после двухлетнего перерыва для команды, имевшей в названии имя «Факел», первым домашним на главном воронежском стадионе. А эмоциям на трибунах могли позавидовать и «Динамо-Воронеж», и «ФЦШ-73», выступавшие тогда в зоне «Центр».

Именно зрители, изголодавшиеся по «Факелу», и были главным достоинством «ФСА». На волне подъема интереса к сине-белому клубу было вполне возможно создать коммерчески оправданный спрос на атрибутику, полиграфическую продукцию и даже рекламные площади. Другими словами, болельщики – при должном подходе – вполне могли бы стать финансовым ресурсом клуба. Правда, одного эмоционального всплеска от возвращения «Факела» в профессиональный футбол для достижения подобного результата было бы недостаточно. Требовалась продуманная работа по целенаправленному созданию постоянного интереса к обновленному «Факелу». Однако лучшего момента для начала такой работы, чем осень-2008, не было. Скорее всего, еще долго поступления от коммерческой деятельности не имели бы решающего значения для наполнения клубного бюджета, однако стратегия зарабатывания средств собственными силами (вполне оправданная для клуба с частным владельцем) приучила бы воронежскую футбольную аудиторию к мысли о том, что за удовольствие от футбола все-таки надо платить. А игроков – к тому, что их финансовое благополучие зависит именно от того, как платят болельщики.

На столь радикальную смену парадигмы взаимоотношений клуба и его поклонников Александр Чурсанов так и не решился. Вероятно, в ситуации, которая сложилась в воронежском футболе в межсезонье-2008/2009, такая мысль и вовсе не приходила ему в голову. Одержавший победу над альтернативным «Факелом» Людмилы Ивановой, «Факел-Строй Арт» оказался вынужден снова доказывать свое право на имя и цвета. Только соперник у него был куда более серьезный: созданный на базе воронежского «Динамо» и «ФЦШ-73» областной клуб «Факел-Воронеж». 

Чурсанов пошел по уже проторенному в соперничестве с «Факелом» Людмилы Ивановой пути: болельщики, давшие «ФСА» имя «Наш Факел», стали идеологическим, а не финансовым ресурсом клуба. Впрочем, точно так же использовал другую часть поклонников «Факела» и соперник предпринимателя. «Война смыслов» не имела ничего общего с экономической конкуренцией, а с точки зрения финансовой стратегии оба клуба отличались друг от друга лишь тем, что в один вкладывались частные средства, а в другой – бюджетные. На фоне разворачивающегося в стране экономического кризиса судьба «частного» клуба, не имеющего никаких источников финансирования за исключением кошелька учредителя, была решена даже в отсутствие конкурента.

В итоге «ФСА» тихо исчез зимой 2009/2010 годов, подтвердив, что решающее значение для финансового успеха клуба имеет не то, как он тратит деньги, а то, как он их получает. Клуб, отказывающийся от попыток заработать на болельщиках, даже в российских условиях обречен на стагнацию или исчезновение.


Возможность третья. Вечная конкуренция


Решение Владимира Ключникова переименовать «Динамо-Воронеж» в «Факел-Воронеж» поставило крест еще на одной альтернативе: постоянном соперничестве двух воронежских клубов. На первый взгляд, в таком развитии событий нет ничего привлекательного. Главный аргумент против существования двух профессиональных команд в одном городе состоит в том, что их конкуренция не позволяет сконцентрировать все доступные ресурсы для достижения одной большой цели. Для Воронежа такой целью уже давно является выход в ФНЛ на сколь-нибудь продолжительный срок.

В какой-то мере такие рассуждения не лишены здравого смысла. Одновременное выступление «ФСА» и «Факела-Воронеж» в зоне «Центр» в 2009 году действительно привело к окончательному расколу в болельщицкой среде. Однако вряд ли единый клуб в тот момент смог бы выступить лучше, чем каждый из соперников по отдельности. Уж очень разными были источники финансирования обеих команд, чтобы ожидать, что они способны слиться в один могучий денежный поток.

Само объединение главных команд и ресурсов «Динамо» и «ФЦШ-73», из которого родился «Факел-Воронеж», продемонстрировало утопичность концепции консолидации. Оба клуба-«родителя» прекратили свое существование, «пирамида» «ФЦШ» не смогла подстроиться под главную команду области, так и оставшись без вершины, а сам «Факел-Воронеж» (да и нынешний «Факел», построенный на тех же принципах) не сумел пустить корни в почву воронежского детско-юношеского футбола.

Сохранение «Динамо-Воронеж» открывало дорогу совсем другому сценарию. Во-первых, вряд ли настоящие болельщики-«факелоны» согласились бы поддерживать областного «флагмана», носящего другое имя. А это значит, что «Динамо» должно было искать своих поклонников среди людей, обычно далеких от футбола, хотя бы ради того, чтобы оправдать свое существование. Этот процесс способствовал бы расширению футбольной аудитории в Воронеже, повышению интереса к игре, то есть, в конечном счете, исполнял пресловутую «социальную роль», о которой любят рассуждать спортивные функционеры.

Болельщики «Факела» также оказались бы в очень необычной ситуации. Привыкшие к тому, что именно их клуб считается «флагманом», представляющим всю область, они оказались бы перед необходимостью срочного самоопределения. А оно, в свою очередь, заставило бы создать новую мифологию клуба. Благо идей-«кирпичиков» для нее более чем достаточно. Непреклонность в борьбе, страстность игры, верность традициям, взаимопонимание с фанатами – эти вещи часто уходят на второй план, когда звучит лозунг о «столице Черноземья» и его флагмане. Как бы цинично это ни прозвучало, такой лозунг по сути ни к чему не обязывает руководителей и футболистов «флагмана». В то время, как идеология, основанная на настоящих спортивных и житейских традициях, способна по-настоящему объединить людей, называющих себя поклонниками «Факела», сделать их отличными от тех, кто болеет за «флагманы», например, Тамбовской или Саратовской областей.

Как показали дерби двух «Факелов», соперничество двух профессиональных команд, замешанное в числе прочего на идеологическом противоборстве, вполне могло превратить Воронеж в миниатюрное подобие Рима с «Ромой» и «Лацио» или Белграда с «Црвеной Звездой» и «Партизаном». А конкуренция, заставляющая не просто выполнить (или не выполнить, разумеется, по объективным причинам) задачу на сезон, но оказаться очно и заочно лучше конкурента, все время подталкивала бы руководство и футболистов обоих клубов к постоянному самосовершенствованию.

Однако «флагман» «Факел» в равной степени был нужен и властям, и болельщикам. Уйти с магистрального пути «один город – один клуб» оказалось психологически непросто, в первую очередь, тем, кто с 2007 года боролся «за имя и цвета». Решение Владимира Ключникова, немало критиковавшееся в 2009 году, оказалось провидческим: нынешний «Факел» отличается от тогдашнего «Динамо» лишь названием и эмблемой, но уж точно не принципами работы или отношением к делу. А болельщики так и не сумели сформулировать идею, которая зажигала бы не только их сердца, но и сердца тех, кому платят за работу в клубе.


Вместо послесловия


Перечисленные возможности – во многом фантастические. Реализоваться им мешают не столько обстоятельства, сколько инертность мышления всех, кто имеет то или иное отношение к футболу. Модель футбольного клуба, тянущего «социальную повинность» за счет доброго благотворителя, выгодна всем: она снимает с каждого, будь то президент клуба, рядовой болельщик или фанат с сектора, ответственность за будущее клуба и принуждает жить одним днем, радоваться сиюминутным результатам, значение которых не выходит дальше турнирной таблицы, которую забудут спустя год. Такой подход лишает футбол всякой ценности, нравственной или коммерческой, оставляя вместо них досадливую радость от бесцветных побед и ощущение пустоты. Ее не заполнить обещаниями, которые никто не собирается выполнять.

Уйти от такой модели – огромный риск. У «Факела» были и другие возможности свернуть с натоптанной тропинки. Например, огромный организаторский опыт Константина Сарсании, его умение находить общий язык с разными людьми: от губернатора до фаната, - его связи в футбольном мире могли бы обеспечить «Факел» менеджментом если не европейского, то хотя бы питерского класса. Но заняться формированием работающей клубной структуры значило для Константина Сарсании отказаться от тренерской работы, от погони за все тем же сиюминутным результатом. Успех на административном поприще вряд ли принес бы ему лавры: сливки народной любви в соответствии с давно сложившейся порочной традицией снял бы тренер, добившийся успеха. А вот усилия тех, кто стоит за спиной у футболистов и их наставника, ценятся куда меньше. Сама система подобных взглядов на футбол толкала Сарсанию к «английской модели». Она же заставляла Сергея Воробьева избегать риска, связанного с именем «Факел», Александра Чурсанова – подкупать болельщиков, а не продавать им футбол, а Владимира Ключникова – идти по пути наименьшего сопротивления при выборе имени для областного флагмана.


www.football-center.ru

Комментарии всего 3
Артений 15 января 2013, 15:02
При репосте в ВК вставляется картинка Авангард Курск. Что за Г?
yan 15 января 2013, 11:42
Сатья то класная, только воз под названием ФАКЕЛ и ныне там
Paul-62 15 января 2013, 09:22
Браво! Отличная статья - ее обсуждение уже начато на ПК:)
Вам, необходимо авторизоваться

22 тур, ПЛ - 2023-2024



Факел Воронеж